1 января, понедельник Календарь 2018

Вход

Регистрация

На правах рекламы

Новости


Статьи по рубрикам


Курсы Курсы

Компьютерные курсы

Бухгалтерские курсы

Курсы менеджмента

Повышение проф. эффективности

Курсы дизайна

Изучение английского языка

Курсы Финансы и МСФО

Курсы красоты

Курсы Рабочие профессии


На правах рекалмы

На правах рекалмы

На правах рекалмы

Статьи


Существует множество тестов на темперамент, но не все они применимы к детям, особенно маленьким. Как определить темперамент ребенка в 1 год, в 3 года, в 5 лет? Как вести себя с маленьким холериком или меланхоликом? Надо ли отдавать в детский сад и как заниматься подготовкой к школе? Рассказываем, как воспитывать детей первых двух типов темперамента.

thinkstockphotos-517701988.jpg

— Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается...

— Это ты его избаловала. Вот я как начала кормить по режиму, так и пошло. Раз в четыре часа проснется, поест и сразу спать. И ночью спит по 6–8 часов. А все потому, что воспитывать нужно начинать с пеленок.

— Ну и что хорошего, если все время спит? Вот моя доченька просыпается и гулить начинает, игрушки теребить. А если на руки взять, по дому поносить, так и засияет, как солнышко. И глазки такие живые, умненькие...

— А у моего уже характер прорезался. Если не покормишь вовремя — так заорет! Настоящий мужик.

Естественно, каждой маме приятно думать, что ее ребенок — самый лучший, а она — самая лучшая мама. Но в действительности все четверо мам и четверо детей одинаково хороши. Просто у малышей разные темпераменты.

Автором учения о четырех темпераментах был греческий врач Гиппократ, но нам оно лучше всего известно из работ Ивана Петровича Павлова. Современные психологи определяют темперамент так: «Стиль поведения, присущий ребенку и позволяющий охарактеризовать то, как он ведет себя или что ему свойственно как личности (способности, психические содержания), или объяснить, почему он действует так, а не иначе (мотивации). Темперамент позволяет охарактеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний».

У взрослого человека темперамент, как правило, «затушеван» воспитанием, но у младенца он обычно определяется без труда. Сразу хочу подчеркнуть — речь идет именно о врожденных особенностях работы нервной системы, которые можно учитывать, но нельзя изменить. Холерик не перевоспитывается в сангвиника, а меланхолик — во флегматика. Разумеется, с годами человек становится спокойнее, собраннее, терпеливее, но для этого действительно нужны годы. Воспитать в трехлетнем ребенке мудрость и выдержку тридцатилетнего и даже пятилетнего нереально. И слава богу.

Совсем просто и с долей иронии четыре основных темперамента можно описать так:

  • холерик — быстро заводится и быстро тормозит
  • сангвиник — быстро заводится и медленно тормозит
  • флегматик — медленно заводится и медленно тормозит
  • меланхолик — медленно заводится и быстро тормозит.


Меланхолик: ребенок, который не любит перемены

Слабый тип — меланхолик — человек со слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро утомляется, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Младенец-меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать.

Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с развивающимся заболеванием, а не с особенностями характера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру, а потом к психологу.

Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное — нелюбовь к переменам — остается с ним. Все дети в определенном возрасте — великие традиционалисты, но меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится выходить из дома и уходит из песочницы при первом резком движении играющих там детей. По-настоящему счастливым он чувствует себя только на коленях у матери.

«Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Все слышали, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности, чтобы приступить к освоению нового мира. У меланхолика этот запас накапливается очень медленно. Может быть, он почувствует себя в силах оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так.

Если вы попытаетесь оторвать его преждевременно, это с большой вероятностью закончится неврозом или даже более тяжелым заболеванием (все болезни от нервов — это про меланхоликов).

Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» и если вам удалось поймать момент, когда он в хорошем настроении и не прочь удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желание поиграть, он с большим удовольствием будет заниматься с вами. Понемногу (он быстро устает) продвигаясь вперед, часто возвращаясь к одной и той же игре, но зато глубоко и очень эмоционально прорабатывая ее.

Вот как внимательная мама описывает свое общение с дочкой-меланхоликом:

«Те обязанности и привычки, которые были привиты... с года примерно, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка постели, мытье рук. Да те же календари и кормежка птиц, кошек и собак. А те, что пытаюсь привить сейчас, — воспринимаются уже с боем. Появляются „не хочу“ и „не буду“. Никак не научимся убирать игрушки. При этом Таня с фанатизмом относится к слову „порядок“, но в ее понимании порядок — это тогда, когда игрушки валяются на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока наводит порядок только в собственной одежде, раскладывая ее по цветам, сортам, ящикам, парам... По три раза в день.

Еще у нас правило такое: все занятия надо доводить до конца и лишь потом переключать ребенка, причем переключать плавно, вспомнив, какие недоделанные дела есть на улице или дома (там, куда идти надо). Чтобы ей самой туда захотелось... По крайней мере, чтобы против не была. Потом можно спокойно идти.

Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, чем Таня там будет заниматься и что надо взять с собой (например, мы можем накормить птичек, достроить домик, посмотреть, не выросли ли щенки...). Домой с прогулки тоже идем с какой-то целью (съесть купленное яблоко, прочитать книжку)».

166671251.jpg

Непоседливый холерик: как научить ребенка удерживать внимание?

Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — характеризуется очень активным процессом раздражимости и резко отстающим по силе тормозным процессом. Из-за этого холерик «быстро загорается», но и быстро утомляется именно тогда, когда от него требуется каждодневная мелкая работа.

Младенец-холерик — это тот самый «крикун с характером», которого, когда он вырастает, обычно начинают звать «электровеником». Этот ребенок «все время куда-то ползет» или бежит, что-то на себя опрокидывает, куда-то лезет и т.д. В семьях, где живут холерики, лекарства убираются в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол усыпан ровным слоем машинок, солдатиков и прочих игрушек, к которым их хозяин, поиграв пять минут, тут же остывает.

Часто у холериков проблемы с речью, просто потому, что у них не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может легко прослыть драчуном, но он дерется не со зла — просто объясняться кулаками быстрее и понятнее. Но иногда могут поколотить и его самого — он так кричит и машет руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.

Что делать? Прежде всего помнить, что все эти особенности — и безудержные крики младенца, и постоянное беспокойство и суетливость дошкольника — могут быть не проявлениями темперамента, а последствиями родовой травмы, поэтому консультация невропатолога не повредит в любом возрасте.

Но, предположим, ваш ребенок здоров, «просто характер такой». Что делать? Постараться не ругать (хотя это порой очень и очень трудно), а осторожно осаживать. «Я люблю тебя и не могу позволить причинять вред себе или другим», — это сказано как раз для вашего ребенка.

Старайтесь объяснять ему последствия его поступков. «Видишь, ты стукнул девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется увести тебя с площадки. Видишь, ты сбросил машинку с высоты, и теперь она сломана». Приготовьтесь повторить раз 50–100, и на 101-й до малыша обязательно дойдет.

В остальном — побольше свободы. Прыгунки для младенца и большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семье выкроить 15–20 минут для завтрака. Пара приятелей-холериков, которые не расплачутся от того, что в их машинку врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке. А с мамами этих приятелей вы, скорее всего, найдете общий язык. Спортивная секция с мудрым тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, и вовсе разрядит обстановку.

Если ребенок ходит в садик, добейтесь полного взаимопонимания с воспитателем. Да, ваш ребенок зачастую плохо себя контролирует, его нужно останавливать прежде, чем он наломает дров, но это не значит, что на него можно навешивать ярлыки «драчун», «хулиган», «неуправляемый и невоспитанный», «педагогически запущенный». Учите ребенка подвижным играм, чтобы он мог быть заводилой на детской площадке.

А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им на бегу! Помню, мы с сыном Алешей изучали квадрат и круг, бегая вокруг квадратной и круглой песочницы, и учили цифры, прыгая по картонкам — с цифры на цифру.

Другой вариант: вы сидите на полу (например, с географической картой или с набором букв), а ребенок пробегает мимо, выхватывая «биты знаний». Часто это достаточно эффективно — холерики обладают живым воображением и все схватывают на лету.

Ближе к 5 годам попробуйте устраивать для ребенка 10—15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепку, занятия по книжкам), а за год до школы попробуйте походить с ним на какие-нибудь подготовительные курсы — не надо ни английского языка, ни углубленного знания математики, пусть просто научат сидеть на одном месте 30–35 минут, слушая преподавателя.

Иногда имеет смысл сначала походить на индивидуальные занятия — например, к логопеду или психологу. При этом заранее сформулируйте ваше главное пожелание — чтобы ребенок научился удерживать внимание в пределах возрастной нормы.

Вот пример из писем.

«Хочу рассказать о своей неусидчивой дочке Анке пяти лет. И вроде неглупая она. Мыслит масштабно, выражает мысль тоже. С 4 лет умеет читать, сейчас вот уже бегло читает — успевает титры на экране прочесть и т.д. С компьютером дружит с года. Но вот убрать постель можно просить до вечера. То же касается собирания игрушек. Начинает убирать, смотришь — уже рисует или что-то строит. Постоянно отвлекается. Помогаю убрать кукол — она возмущается, что сейчас в них тоже будет играть. И вообще чем ни займется — до конца никогда не доводит начатое.

Недавно я ненавязчиво предложила, чтобы она смастерила для бабушки открытку к 8 марта. Радости было! Давай фантазировать: как бабушка обрадуется, какие у нее распустятся цветы на открытке. Я предложила привлечь к работе бисер и ткань. Все на ура! Но то ли жук, который живет у нее в банке, зашевелился, то ли машина за окном проехала — энтузиазма как не бывало! Иногда я уже пытаюсь комментировать и свои действия, чтобы у нее где-то в голове осело. Например, цитирую совковый лозунг из столовой: „Я поел и не забуду за собой убрать посуду“. А она отвечает: „А я пойду какое-нибудь занятие найду“. Вот и всё».

О маленьких сангвиниках и флегматиках мы расскажем в следующий раз.


Первушина Елена, 7ya.ru


Те, чье детство прошло в атмосфере конца 80-х-начала 90-х, никогда не забудут «казаки-разбойники» и «сотки», кроссовки «Абибас», песню «Я-я-я-ко-ко-джамбо», звучащую из динамиков старенького магнитофона, «Дэнди» и огромный ковер на стене в бабушкиной комнате. Авторы книги «Энциклопедия нашего детства. Здравствуй, школа!» собрали эти и другие – самые ценные, любимые и бережно-хранимые воспоминания и истории тысяч пользователей Интернета – в одном издании.

%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%

© Иллюстрация из книги «Энциклопедия нашего детства. Здравствуй, школа!»

Про первую линейку

Ранним утром первого сентября, в парадной форме, с ранцем за плечами, вооруженные букетом (чаще всего длинноногих гладиолусов ростом едва ли не выше их носителя), мы в сопровождении родителей приходили к школе. Там получали алую ленту с надписью «Первоклассник», и старшие товарищи перевязывали нас ею, как патронташем. Мы стояли на торжественной линейке среди еще незнакомых сверстников, осторожно приглядываясь и принюхиваясь. Немного раздражали девчонки – за их гигантскими бантами мало что было видно впереди. Мамы, бабушки и дедушки поодаль сопереживали изо всех сил. Самые крутые папы щелкали фотоаппаратами. И я страшно гордился, что мой снимает, а потом мы вместе будем проявлять снимки в темной ванной.

Тетеньки и дяденьки заканчивали долгие вступительные речи, и вот он – первый в нашей жизни школьный звонок: еще не страшный, а только волнительный.
 По традиции его давала сидящая на плече у десятиклассника девочка «из наших» с колокольчиком в руке. За этим обязательно раздавалось бессмертное: «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе, учат в школе, учат в школе!» На первом же куплете репродуктор обычно начинал хрипеть и заикаться, но эту песню
не задушишь, не убьешь! Я и сейчас наизусть помню, что
в школе учат «книжки добрые любить и воспитанными быть», а также «крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить», а не зубрить, списывать и всяким другим глупостям.

Про школьную форму

Каждая уважающая себя девочка старалась хоть как-то приукрасить свою стандартную робу: на булавки нанизывали бусинки, из скрепок выгибали сердечки и цепляли к переднику. Став старше, модницы вовсю экспериментировали с длиной платья, укорачивая его до едва допустимых размеров. И кружево на воротничке могло быть нарядным,
а не просто из соседней галантереи по 70 копеек за метр. Особо везло тем, чьи мамы и бабушки умели вязать всякое узорное.

Чуть легче нашим одноклассницам стало, когда пришла очередь еще более «взрослой» униформы: пиджака и юбки. Правда, к тому времени продвинутые старшеклассницы мечтали красоваться исключительно в джинсах-«мальвинах». Однако заканчивался такой показ мод всегда одинаково – домой, переодеваться. Девушки не сдавались и обвешивали пиджаки значками (мы, кстати, тоже любили это дело), которые, впрочем, незамедлительно отдирали дежурные или учителя.

Про таинственное исчезновение сменной обуви

У сменки (и уличной обуви, на которую ее сменяли) имелось свойство исчезать фантастическими темпами. Не то чтобы ее злобно воровали. Хотя, если оставил без присмотра модные кроссовки, пеняй на себя. Однако чаще старшеклассники любили позабавиться перевешиванием мешков — а они у нас у всех были почему-то близнецы-братья – с крючка на крючок. Или еще изощреннее: открыть две сумки со сменкой и поменять местами содержимое. Так что в раздевалке ценный груз старались не бросать, таскали эти мешки с собой, создавая на уроках дополнительные препятствия по пути от парты к доске. Но и в руках хозяина они умудрялись растворяться в пространстве. За пирожком зашел, или в игровые автоматы, или в троллейбус, или просто ворону по дороге встретил – и «сыр выпал», нет обувки! Чтобы освободить руки для подвигов, мешок, бывало, цепляли сзади на ранец. Это многократно повышало коэффициент «улетучивания».

Про школьную дискотеку

Если бы я впервые услышал хиты моего детства в сознательном возрасте, наверняка плевался бы. А теперь, когда где-нибудь услышу «Е ма хо, е ма со» или «Шери-шери леди», сердце сладко замирает. И даже приторная ламбада вызывает приятные ассоциации, поскольку под нее девчонки особенно усердно вертели попами. Два – три «быстрых», все уже напрыгались и слегка взмокли... Когда же наконец поставят «медляк»? Этого момента с замиранием сердца ждут и парни, и девушки. И вот первые звуки «Ай джаст колл ту сэй ай ла-ав ю!» или «Энд а-а-а-а-ай вил о-олвиз лав ю-у-у...». Все расходятся, застывают и ждут. Если бы, как в комиксах, мысли были выписаны в «облачках» над головами, над мальчишечьими макушками значилось бы: «Вот сейчас я наберусь смелости к ней прижаться! К черту пионерское расстояние!» А над девичьими локонами витало бы: «Он уже пригласил и Катьку, и Таньку! Это значит, я нравлюсь ему меньше! А может, он просто стесняется? Это значит, я нравлюсь ему больше!» Если «мы выбираем–нас выбирают» не совпадало, оставалось брести домой, шмыгая носом и бормоча: «Ай со ю дэнсинг», мол, видали мы вас всех танцующими там-то и там-то...

Про классный журнал

В журнал выставлялись оценки по всем предметам,
 и стереть записанное было невозможно. Да, можно было заново ответить у доски или переписать контрольную, но двойка в клеточке напротив твоей фамилии оставалась. Добрые учителя ставили двойку карандашом, чтобы потом можно было исправить ее на оценку получше (мы-то даже не знали, что они героически нарушают Страшный Закон: все записи в этом документе делать только шариковой ручкой!), а злые – прямо ручкой, да пожирнее. На каждом уроке в журнале отмечали всех отсутствующих, и по страшным буквам «н» классный руководитель потом видел, кто и что прогулял. Все понимали, что пытаться как-то исправить грозный манускрипт бесполезно, еще хуже потом будет. И все равно периодически кто-нибудь решался натереть странички парафином, чтобы ручка мучителя бессильно скользила по странице. Или нагло наставить себе неожиданных пятерок. 


Про уроки труда

Мальчики, облачившись в халаты, получали доступ в одно из самых интересных школьных мест – мастерскую. Располагалась она обычно на первом этаже или в подвале, занимала кучу места и всегда была закрыта от любопытных. Там стояли всамделишные станки, на которых можно было работать. Точить детали! И сверлить дырки в железяках! Это был восторг. Чтобы дали поточить, нужно выучить всякие передние и задние бабки, но это почти не портило удовольствия. Еще можно строгать, пилить и сколачивать деревяшки в табуретки, тем самым принося миру очевидную, весомую пользу. В том числе собственным мамам и бабушкам в день Восьмого марта – созданные собственными руками разделочные доски, нами же украшенные выжиганием. Учителя труда звали «трудовиком» и зверски уважали – если он не переходил на темную сторону силы. Предавшийся злу трудовик был всегда с похмелья, но преклонялся перед техникой безопасности. Изъяснялся он коротко и грубо, заставлял из урока в урок нанизывать ключи на колечки или пилить металлический брус напильником вместо ножовки, потому что ножовка – опасная и мы ее сломаем. Но все- таки «темных» трудовиков было не слишком много.

Девочкам жизнь улыбалась не меньше. Кабинет домоводства был украшен лоскутными панно, мягкими игрушками и прочим уютным и пестрым. Там стояли настоящие черно-золотые швейные машинки, там учили делать выкройки и резать ткань. Если учительница была либеральной, то убогие юбки и блузки могли кроиться по более сложным лекалам, почти по «Бурде». Вышивку и вязание тоже проходили, но времени на них отводилось мало, так что тем, кто видел иголку или крючок только в школе, эти уроки впрок не шли, они потом приносили сделанное мамами и бабушками. Самое интересное начиналось, когда девчонки учились готовить. В кулинарном кабинете резали салаты, мастерили сложные бутербродики-канапе, варили супы и даже пекли шарлотку или лимонные пироги – по сезону или по выбору учительницы. Мальчишки в такие дни паслись у дверей кабинета в надежде на угощение. Кабинет домоводства, как правило, тоже располагался на первом этаже – подальше от обычных классов: там стрекотали машинки, девчонки весело щебетали или горестно пищали о своих неудачах – стоял нормальный рабочий шум. А у добрых трудовичек иногда и магнитофон работал. Вот она, настоящая радость труда!

Про анкету друзей

Понятно, заводилами тут были девчонки. Но мы, суровые мужчины, тоже не оставались равнодушными к этой сентиментальной забаве. Еще бы, ведь анкеты служили основным источником знаний на тему «Кто кому нравится»! Итак, главный вопрос — «Твоя симпатия». Ради ответа на него девочки с трепетом протягивали свои тетрадки самым популярным одноклассникам – «Заполни!» (Само количество ответивших тоже говорило о степени крутости.) Самые смелые способны были попросить — высший пилотаж! — даже старшеклассников. Ради ответов на эти же вопросы, но оставленные девчонками, мы и соглашались (внешне нехотя, но внутри с таким же трепетом).

На последней парте на каком-нибудь неважном уроке типа истории происходило заполнение – и начиналась взаимная дешифровка!.. Кто же такая «В. К.» – Вика Комарова или Волкова Катя?! А этот обормот бессовестно написал «Не скажу!». Не менее негодяйский, но еще более интригующий ответ – «Не из нашего класса». Другие варианты ответов – сочинить воображаемого героя (героиню) или признаться в любви к Пугачевой (Джексону). Хозяйка анкеты прежде всего бросалась читать ответы на вопросы «Как ты относишься к хозяйке анкеты?» и «Твои пожелания хозяйке анкеты?» – и в большинстве случаев страшно разочаровывалась, получив: «Нормальная девчЁнка» или «Пусть пошлет тебе аллах парня в джинсовых штанах».

Про НВП

Вел эти занятия специальный суровый дядя в форме, военрук. Обычно на эту должность шли майоры с помятой биографией. Был военрук громогласен, строг и афористичен. Высшей похвалой от него было: «Дисциплинированный боец!», а вот нерадивым бойцам подчас доставались такие великие и могучие эпитеты, что даже хулиганы неплохо пополняли словарный запас. Этот учитель сразу давал понять, что детство кончится не когда-то, а прямо сейчас. Что на
его уроках мы в армии и должны вести себя соответственно. Что разгильдяйства он не потерпит, и – шагом марш к доске. Мы нестройно рапортовали: «Товарищ майор, группа к занятиям по начальной военной подготовке готова!» – и готовились к тому, чтобы выслушать занудные лекции
о «контрсиловом ударе» и «поражающем действии». Толком в подробности никто не вслушивался, так как весь теоретический урок мог пойти на фиксацию перлов типа «Можно не знать правил, но выполнять их надо!» или «Этот газ вызывает головные боли в мышцах и костях».

Но попадались и фанаты своего дела, которые так красочно
 и убедительно могли описать ядерную атаку, что дети всерьез начинали бояться атомной войны. Мы, дружно трепеща, учили, в какую сторону нужно ползти при вспышке слева (в сторону кладбища, конечно). Учебные диафильмы доходчиво демонстрировали, как «при наземном ядерном взрыве
 в воздух поднимается огромное количество мелких частиц грунта и пыли». Выцветшие плакаты на стенах пугали ударной волной, световым излучением, проникающей радиацией и другими ужасами. На это все накладывались политинформации о том, что американскому президенту в любую минуту может стукнуть в голову нажать на роковую кнопку – и в итоге нам снились милитаристические кошмары, а низколетящих самолетов многие пугались и среди бела дня.

Про родительское собрание

В этот роковой вечер папы и мамы рассаживались на наших местах в классе и выслушивали мнение классного руководителя по поводу своих «гавриков». Главными пунктами повестки дня в большинстве случаев значились вопросы успеваемости и отклонения в поведении. Мы-то о себе все уже знали – особенно после «классных часов», в которые нередко превращались и уроки по предмету, который вела классуха или классрук. Теперь это все предстояло узнать нашим предкам...

Основная масса школьников родительских собраний боялась, ведь дневник от мамы с папой можно какое-то время скрывать, но на собрании же всем покажут журнал. Еще и добавят подробностей в устной форме. И конечно, потребуют «принять меры». А родители – такие люди, что могут взять и принять... Поэтому удар необходимо было отвести или смягчить. Самый банальный способ – утаить от старших очередное «время Ч». Но из школы могут и позвонить, тогда явно будет еще хуже. Половинная мера – хитростями подослать на собрание самого доброго из родственников. Лучше всего, конечно, старшего брата или сестру, которые выглядят уже взрослыми и серьезными, а на самом деле еще буквально вчера сами хватали «пары»
и взрывали кабинеты химии. Ну а если гром все же грянул, оставалось только оттянуть миг расплаты, преждевременно «уснув» или быстренько «заболев». <...>

Лично я всегда побаивался этого мероприятия, даже когда за мной не числилось разбитого окна, прогулянной контрольной и других весомых грехов. Одноклассники тоже все переживали, ну разве что кроме идеальной (для старших) Люськи Ивлевой. Но когда мы выросли и сами стали родителями, нам открылась одна из взрослых тайн. Огромный такой секрет: сами родители, оказывается, тоже боятся своих же собраний! Им, сидящим «серди-итыми», нередко самим хочется уползти под парту от вопроса: «А кто тут мама Вадика?!»

img408-1.jpg


mail.ru



К 12 годам начинается сложный период как для родителей, так и для самого подростка: происходит слишком много изменений и все они протекают неравномерно.

lori-0006403789-bigwww.jpg

Вас ждут не только кардинальные изменения в организме ребенка, но и серьезные перемены в его психике. Не зря многие мамы 12-летних подростков часто жалуются на то, что буквально не узнают своих детей.

Физиология подростка

К 12-летнему возрасту перестройка организма ребенка уже идет полным ходом. Происходит ускорение роста скелета, причем рост конечностей может значительно опережать рост грудной клетки, плечевого пояса и костей таза. Фигура подростка приобретает долговязость, иногда появляется сутулость. Координация движений в этом возрасте может быть слегка заторможенной – ребенок психологически «не успевает» за ростом своего организма.

Кроме увеличения роста, происходит постепенное наращивание мышечной массы как у мальчиков, так и у девочек. Из-за бурного роста мышцы не способны справиться с большими нагрузками. Растет утомляемость, после физической активности могут возникнуть ощущения перегруженности и тяжести.

Сердечно-сосудистая система ребенка может отставать от роста скелета и мышечной массы. Как следствие, могут возникать потемнения в глазах, мышечные боли и судороги, головные боли, головокружения и даже обмороки, а также аритмия и тахикардия.

Нервная система ребенка тоже претерпевает серьезные изменения, вследствие которых подросток становится вспыльчивым, легко возбудимым, обидчивым, раздражительным. Это – возрастные особенности нервной системы, в дальнейшем все постепенно придет в норму.

К 12-летнему возрасту подросток начинает испытывать так называемые «гормональные бури». Повышенная активность щитовидной железы провоцирует резкие перепады активности организма. Эндокринная система связана с нервной, что приводит к одновременному подъему возбуждения, умственному переутомлению, повышенной раздражительности, расстройствам сна и другим неприятным эффектам. Изменения в функции половых желез как у мальчиков, так и у девочек могут спровоцировать перепады в настроении, нервные перегрузки, повышенную утомляемость, бурные эмоциональные переживания.

Психология подростка

Изменения, происходящие в физиологии двенадцатилетнего подростка, не могут не вызвать резких изменений и в его психологическом состоянии. Отношения с родителями и педагогами могут претерпевать серьезные ухудшения. Страдает способность к усвоению учебного материала, замедляется темп умственной деятельности, могут возникать спонтанные неадекватные реакции на окружающие раздражители. Резко возрастает конфликтность, агрессивность, могут случаться частые перепады в настроении.

Меняется и самооценка, а также оценка окружающих. Подросток активно ищет свое место в социуме, открывает новые грани собственного внутреннего мира. При этом его суждения, вследствие отсутствия жизненного опыта, могут отличаться незрелостью и необъективностью.

Советы родителям подростка

12 лет – очень непростой возраст как для самого подростка, так и для его родителей. Становление гормонального фона организма ребенка, как и резкие перемены в его психологическом состоянии, часто является причиной конфликтов со сверстниками и со старшими (родителями и педагогами). Это может привести к временному снижению успеваемости.

Родителям в такой ситуации стоит контролировать себя как можно строже: все эти поведенческие особенности подростка быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу и на взаимоотношения в семье, если вы найдете подходящие формы взаимодействия. Не наказывайте ребенка, ему и так приходится нелегко. Старайтесь оставаться для подростка другом, и помните – все эти потрясения и бурные перемены вскоре останутся позади. Главное для родителей подростков – терпение, понимание, ну и, конечно, любовь к собственному ребенку, который прямо на ваших глазах становится взрослым.


mail.ru


Регистрация нового пользователя

Подтвердите, что вы не робот. Введите, пожалуйста, символы, которые вы видете на картинке слева *

Нажимая кнопку «Регистрация», я принимаю условия Пользовательского соглашения, и даю своё согласие "surgut-86.ru" на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой обработки персональных данных.

Значком * отмечены поля обязательные для заполнения.

Восстановление пароля

Введите ваш e-mail, указанный при регистрации